Новости
- 30 апреля
-
Кручёнку - 50!
-
Юрий Кручёнок: не люблю котов и не ищу «формулу юмора».
Юбилейное интервью сайту amik.ruСегодня Юрий Кручёнок, участник команды КВН БГУ, редактор Межрегиональной лиги КВН «Полесье», кандидат физико-математических наук, доцент БГУ отмечает круглую дату- 50 лет со дня рождения. Ну, и первый вопрос не мог быть другим:
Алексей Чистов: Юра, как так получилось, что ты, кандидат физико-математических наук, стал редактором КВН?
Юрий Кручёнок: Все достаточно просто. Если говорить о КВНе, то это игра для математиков, физиков, спор физиков и лириков. Первые чемпионы кто? Технари. И в технических науках есть большие возможности творить. Но после этого творчества остаётся ещё запас, который физики применяют в КВНе. Даже медики не такие кавээнщики, как технари. КВНом я занимался со студенческой скамьи, но наука в те времена, во времена перестройки, мне перестала быть интересной потому, что темы всех диссертаций начинались со слова «моделирование». То есть не было денег на то, что бы изучать реальные явления. В бизнес пришлось немного уйти, потому что семья и маленький ребёнок… Так что КВН – это игра миллионов, но для очень немногих КВН становится работой. Мне очень повезло, и для меня КВН стал работой. Но преподавание в университете я не бросаю.А.Ч.: Есть шутки, характерные для математиков, понятные только математикам?
Ю.К.: Есть отличная шутка, которую любили на факультете прикладной математики БГУ. Что такое компактная женщина? Это женщина, которая всюду ограничена и замкнута. (В геометрии есть понятие «компактной фигуры». Фигура считается компактной, если она со всех сторон ограничена и замкнута – прим. ред.)А.Ч.: Ты шутишь на лекциях?
Ю.К.: Я не люблю читать лекции долго, нудно и неинтересно. Лекция – это не только изложение материала, но и общение со студентами. Я люблю импровизационные шутки. Была такая история. Я всегда на лекциях разрешаю выходить студентам, только прошу, что бы они не спрашивали «Можно выйти?», что бы меня не отвлекали. Так вот, идёт лекция, из аудитории выходит девушка, и, буквально через минуту, в аудиторию заходит опаздывающий парень. Естественно, он не знает, что произошло перед этим, с девушкой он разминулся. А я, будучи у доски, говорю: «Ну вот, видите, операция по смене пола прошла удачно». Студенты начинают смеяться, лицо парня вытягивается, он не понимает, что происходит. Студенты сморят на парня, шутка утраивается, и я долго не мог успокоить аудиторию. После этого опять можно преподавать сложный материал.А.Ч.: В преподавании понятно. А в математике юмор помогает?
Ю.К.: Да. Когда я защищал диссертацию – все смеялись. На защите диссертации оппоненты должны задавать вопросы и высказывать критические замечания. Ну не может быть кандидатская диссертация без замечаний. Оппоненты делали замечания, говорили: «У Вас вот это вот так вот…». Я говорил: «Да, с одной стороны это – минус, но с другой стороны это – плюс», и объяснял почему. Когда на третий раз я сказал, что с одной стороны это минус, а с другой стороны это плюс, аудитория начала ржать и вопросы как то иссякли.А.Ч.: А помогает ли математика в КВНе?
Ю.К.: Математика очень помогает. Дело в том, что выступление команды можно посчитать. То есть взвесить те шутки, которые пишет команда, и понять, чего не хватает. Понять, какая шутка не может быть первой, какая шутка не может быть последней. Дело в том, что хорошая команда во время выступления «накормит» любого зрителя, сидящего в зале. Зрителя, не очень требовательного, и зрителя искушенного. То есть шутки должны быть разными, они не могут быть построенными по одной формуле.Более того, математика помогает в стратегической кавээновской игре. Соперника можно просчитать, понять, что он умеет, и чего он не умеет делать в КВНе. И тогда своим выступлением показать зрителям и жюри то, что соперник делать не умеет, и никогда не сделает. То есть против одной и против другой команды свою стратегию игры можно выстраивать по-разному, но в таком случае команда должна уметь делать много чего, должна иметь арсенал разного кавээновского оружия.
В команде КВН БГУ-МГМИ (самый первый состав БГУ, который не дошёл до Москвы – прим. ред.) было принято так: я писал на листочке бумаге и вывешивал на дверь, сколько мы можем проиграть и сколько мы можем выиграть за какой конкурс, и сколько мы выигрываем в конце игры. И там была чистая математика. В начале команда с недоверием относилась, но к финалу уже им, этим листочкам, верили. И наш соперник, выигрывая перед перерывом 0,4 балла и ликуя, в итоге, проиграл, а наша команда ходила с холодными носами и ехидно улыбалась, понимая что все уже посчитано.
А.Ч.: А как же экспромт, как же неожиданности во время игры?
Ю.К.: Это тоже учитывалось. Мы играли во время игры два экспромтных конкурса. У соперника экспромт писали два человека, и мы понимали, что два экспромта они не сделают. Поэтому мы выписывали специально просчитанные заготовки по теме игры, и из них выписывали фрагменты, которые легко привязывались к импровизационному конкурсу. Пол-листа было уже написано, и пол-листа надо было дописать тем людям, которые шли на импровизационный конкурс. У зрителей не создавалось впечатления, что это не экспромтный конкурс – он был строго по теме. Особый удар мы делали второй экспромтный конкурс, так как знали, что соперники второй экспромт не напишут. Тут то мы больше балла и хапнем!А.Ч.: Вывел ли ты для себя «формулу юмора»?
Вот, прозвучало слово «формула» - а это уже математика. Если человек вывел «формулу смеха», и только по ней пишет шутки, то его нужно выгонять. Он уже всё сделал, потому что вставлять другие слова в одну и ту же формулу не надо, надо искать что то новое. Так что я пока в поисках своей формулы.А.Ч.: Есть какая то шутка, которую ты придумал, она «ушла в народ»?
Ю.К.: Ну, вспомнить такую шутку сложно, это сродни фразе «А ну-ка пошути, кавээнщик»… Ну, вот есть такая шутка, которая была придумана очень давно, пролежала в архиве и пригодилась Курску, Якушеву: «Мой дед до 70 лет под куполом цирка как Бэтмен летал, а погиб глупо. Как? Умер…».А.Ч.: А что лично тебя радует, как редактора?
Ю.К.: Меня лично, как редактора, радует, когда команды, с которыми я работал, достигают высот в КВНе. Когда я начал работать в лиге «Сибирь», то чемпионы этой лиги стали себя как-то проявлять. Это «Стэпико», «Байкал», «Полиграфы».А.Ч.: А что ты считаешь КВНовский неудачей?
Ю.К.: КВНовские неудачи бывают разные. Меня, например, очень расстроил финал БГУ с Махачкалой. Когда команда проигрывает, то у неё есть два варианта самооценки: либо мы не всё сделали, либо соперник был на голову выше. Махачкала актерски была сильнее, но и мы не всё сделали для победы. Редакторское разочарование – дисквалификация Сборной Карелии. Кстати, возвращаясь к проигрышам. Когда команда проигрывает, у неё есть масса отговорок: жюри плохое, редакторы не такие… Вот такие отговорки недопустимы, это значит, что команды ещё нет. Хорошей команде скажешь – они пошли работать, и это самое главное качество команды.А.Ч.: Любимое блюдо?
Ю.К.: Я люблю готовить народные блюда. Не те, которые в телевизоре делают, а те, которые обладают конкретным вкусом. Салат «Оливье» для меня обладает конкретным вкусом, а вот у «Греческого» есть пять – шесть вкусов. И вообще, я люблю вкусно поесть.А.Ч.: Любимый фильм?
Ю.К.: Я смотрю много, и смотрю разные фильмы, в том числе и потому, что пишу сериалы. Я очень люблю «17 мгновений весны», я очень люблю фильмы Захарова, я очень люблю «Место встречи изменить нельзя». В этих фильмах есть тонкий постановочный юмор.А.Ч.: Если бы ты составлял идеальную команду КВН, в которую можно было взять любого: Ленина, Тутанхамона, то кого бы ты взял?
Ю.К.: Я не знаком с этими людьми лично, хоть и человек в возрасте… Если бы я составлял идеальную команду КВН, то я бы её составлял из цехов: цех авторов, цех актёров. Там должен быть свой Кулибин, который будет работать в цехе реквизиторов. Потому что шутить можно всем: можно шутить реквизитом, можно шутить костюмами, можно шутить светом, можно выкатить ширму, а на ней будет шутка, можно шутить звуком. Можно шутить отбивками, на которые не нужно дополнительного времени, но которые сами по себе будут вызывать смех. Но для этого должен быть кто-то в цеху музыкантов, кто то, кто заморочится и найдёт эти отбивки. Потом в этих цехах должны быть люди, должен родиться свой коллектив. Часто бывает так, что в команду собрали все сливки, но команды в результате не получается. Так что по личностям я бы не стал идти, я бы пошёл по цехам.А.Ч.: Любимое домашнее животное? Я так понимаю, что это донской сфинкс Клёпа?
Ю.К.: Не факт. Раньше у меня был замечательный кубинский попугай, но на данный момент любимое домашнее животное – донской сфинкс. Клёпу я люблю. Но вообще котов я не люблю, они у друзей шкодили. Клёпу завела жена, и он, будучи котёнком, взбрыкнул один раз. Как-то он сразу понял, что этого делать не надо, хотя я его не бил. А сейчас кот знает, что большого хозяина трогать нельзя, и он знает, кто хозяин стаи.А.Ч.: Самое неожиданное пожелание, которое ты получил?
Ю.К.: У меня как то пожелания были обыденные. Но у одной семьи было совершенно необычное пожелание. Они всё время покупали автомобили, но всё время с машиной что то было не так: по скорость не включается, то ещё что то. Продавали одну машину, покупали другую, но всё равно проблемы оставались. В общем, купили они «БМВ», и владелец с женой подходят к этой машине, жена владельца говорит: «Такая машина… Хоть бы с ней повезло! Господи, дай Бог тебе…» Потом молчание, и муж говорит: «Ну, здоровья, наверное!».А.Ч.: Любимый тост.
Ю.К.: Для меня любимый тост – это короткий тост, потому как в компании кавээнщиков длинный тост превращается в нормальный кавээновский штурм. А вообще, любимого тоста нет, каждому я говорю что то своё, конкретное для этого человека.А.Ч.: Пожелание читателям amik.ru
Ю.К.: Я желаю Вам заходить на те сайты, которые Вам нравятся! Если Вы заходите на amik.ru, то это Вам нравится!Дорогой Юрий Леонидович!
Лига «Полесье» поздравляет тебя с Днём рождения! Желаем тебе здоровья, творческих успехов и всяческого позитива в жизни!
С Днём рождения!Алексей Чистов, специально для amik.ru
Фото Алексея Чистова, Александра Радченко.